ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Православное воспитание имеет це­лью:

- пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, помочь убедиться в Его реальности, сформировать религиоз­ные чувства;

- воспитывать у детей чувство благогове­ния к святым, почтения и любви к родите­лям и другим людям, учить их бережному отношению к открытому миру - великому творению Господа;

- способствовать развитию творческих способностей, умственному и физическому совершенствованию ребенка.

Воспитание и обучение должно быть построено на глубокой вере и любви к Богу. Важное значение имеет знание возрас­тных особенностей детей дошкольного возраста, в котором условно выделяют три периода - младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-6 лет), для каждого из которых характерен свой уровень фи­зического и умственного развития, духов­ные, познавательные и телесные возмож­ности, особенности общения со взрослыми и сверстниками.

Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены разделы воспи­тания детей младшего,  среднего и старше­го дошкольного возраста,  для каждого из которых рассматриваются следующие те­мы:

- Ребенок и его окружение;

- Бог - Творец мира;

- Молитва - общение с Богом;

- Церковь - дом Божий;

- Священная история Ветхого Завета;

- Божьи Заповеди;

- Новый Завет - жизнь Иисуса Христа;

- Церковные праздники;

- Жития святых;

- Дни Ангела детей.

В деле православного воспитания ре­бенка большое значение имеет работа с семьей, которая рассматривается как Ма­лая Церковь. Особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственно­сти воспитания в семье и воскресной школе, главным условием которого является включение родителей в деятельность воскресной школы.

1. ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4 лет)

Младший дошкольный возраст - один из самых сложных периодов в жизни ре­бенка. К этому времени ребенок освоил ходьбу, разнообразные действия с предме­тами, овладел активной речью, получил определенный опыт общения со взрослы­ми.

1.1. Ребенок и его окружение.

С  детьми уточняются понятия о близ­ких (отец, мать, братья, сестры, другие родственники), даются представления о непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна), прививаются навы­ки доброжелательного общения со сверст­никами .

1.2. Бог - Творец мира

Помочь детям ощутить присутствие Бога везде и всегда. Детям преподносятся короткие рассказы на ду­ховные темы.

1.3. Молитва - общение с Богом

Дети заучивают доступные и понят­ные  молитвы:  "Господи,  помилуй!",  "Господи, благослови!",  "Слава Тебе, Гос­поди!",  учатся совершать крестное знаме­ние.

1.4. Церковь - дом Божий

Посещение храма (непро­должительное). Детям предлагаются раскраски с  церквями и храмами.

1.5. Первые представления о Священной Истории.

Детей знакомят с простыми и доступ­ными их пониманию библейскими расска­зами.

1.6. Знакомство с Божиими Заповедями

Изучение Божиих Заповедей для детей 3-4 лет еще недоступно. Основные их поло­жения преподносятся детям в процессе по­вседневного воспитания (любовь к ближ­нему,  жалость к слабому,  неприятие зла).

1.7. Новый Завет - жизнь Иисуса Христа

Детям преподносятся краткие сведения из Нового Завета, показывая изображения Младенца Иисуса Христа, Божией Матери и др.

1.8. Церковные праздники

Для детей отмечаются такие праздни­ки, как Рождество и Пасха. Продолжительность празд­ника должна быть не более 25-30 минут. Заканчивается праздник трапезой с при­глашением родителей и родственников.

1.9. Жития святых.

С житиями святых детей знакомят в форме кратких рассказов и показе соот­ветствующих рисунков, слайдов и пр.

1.10. Дни Ангела детей

День Ангела - праздник индивидуаль­ный для каждого ребенка. Его поздравля­ют,  дарят подарки, прово­дят совместную трапезу.

2. ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ)

Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связ­ной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, события из личной жизни и пр. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развива­ется чувство ответственности за по­рученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.

2.1. Ребенок и его окружение

У детей расширяются представления о семье и близких, их непосредственном ок­ружении (дом, двор, улица, город, страна и др.)

2.2. Бог - Творец мира.

Детей знакомят с основными положе­ниями Ветхого Завета, рассказывая о со­творении мира, жизни первого человека в раю, любви Бога к людям и др.

2.3. Молитва - общение с Богом

Детей подводят к восприятию молит­вы как личной беседы с Богом, заучивают более сложные молитвы: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.", "Господи, спаси и сохрани!", "Господи, Иисусе Хри­сте, помилуй мя!", "Пресвятая Богороди­ца, спаси нас!".

2.4. Церковь - дом Божий

Дети  знакомятся с храмом, его уст­ройством, убранством, церковной утва­рью, иконами, фресками и пр. Посещают дети церковь, как вне службы, так и во время богослужения.

2.5. Священная История Ветхого Завета

С детьми начинают постепенное изучение основных историй Ветхого Заве­та, рассказывая о заботе Бога о людях, Его любви к ним (Великий потоп, Ноев Ковчег, Освобождение израильтян от раб­ства).

2.6. Божьи Заповеди

Детям даются представления о глав­ных Заповедях Божиих, особенно пятой ("Почитай отца своего и матерь свою..."), шестой ("Не убивай") и восьмой ("Не кра­ди").

2.7. Новый Завет - жизнь Иисуса Христа

Детям дают представление о земной жизни Иисуса Христа (Рождество, Кре­щение, любовь к детям, исцеление боль­ных и др.).

2.8. Церковные праздники

С детьми отмечаются такие праздники как Рождество, Пасха, Троица. В конце праздника устраивается совместная трапе­за и общая молитва.

2.9. Жития святых

Детей знакомят с именами и житием наиболее известных своими деяниями святых (Сергий Радонежский, Серафим Са­ровский и др.)

2.10. Дни Ангела детей

Для каждого ребенка организуется праздник в честь его Ангела-хранителя. Дети готовят для него подарки. Устраивается праздничная трапеза.

3. ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ)

Дети старшего дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в со­вершенстве овладевают всеми видами мы­шечной деятельности, отличаются боль­шой подвижностью, достаточной вынос­ливостью, речь становится правильной и грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение составлять небольшие рассказы. Дети этого возраста уже способ­ны управлять своим поведением. Формиро­вание у них религиозных чувств основыва­ется не только на эмоциях, но и на опреде­ленных знаниях, правильных представлени­ях о добре и зле, справедливости.

3.1. Ребенок и его окружение

Детям дают более расширенное пред­ставление об окружающей их среде, близ­ких людях, своих предках, родной приро­де, Родине, ее прошлом и настоящем.

3.2. Бог - Творец мира

С детьми закрепляют знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители), развивают стремление к доброте, правдивости, добродетели.

3.3. Молитва - общение с Богом

Дети заучивают такие молитвы как "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!", "Отче наш", "Богородице, Дево, радуйся!" и др. Возможно обращение к Богу своими словами.

3.4. Церковь - дом Божий

Во время посещения храма дети про­должают знакомиться с его устройством, отдельными частями, убранством, присут­ствуют на церковных службах, принимают участие в Таинствах. Исключительное значение имеет событие первой исповеди, к которой, как правило, приводят детей по достижении 7-летнего возраста.

 

3.5. Священная история Ветхого Завета

Знакомство со Священной Историей Ветхого Завета осуществляются в виде рассказов о сотворении мира (подробно о всех днях творения), мире видимом и не­видимом, Потопе, ветхозаветных проро­ках и др.

3.6. Божьи Заповеди

Детям даются представления, как Бог через пророка Моисея дал людям Свой Божественный Закон - десять заповедей о том, как любить и почитать Бога, любить ближних. Особый акцент делается на пя­той, шестой и восьмой заповедях.

3.7. Новый Завет - жизнь Иисуса Христа

Детей знакомят с жизнью Иисуса Христа, в том числе об Его искупительных страданиях и смерти, Воскресении и Воз­несении Христовом, Нагорной Пропове­ди, Его учениках, создании Евангелия.

3.8. Церковные праздники

С детьми отмечают Рождество, Пасху, Троицу, а также праздники, связанные с годовым кругом богослужения (Святки, Крещение и др.). Детям дается понятие о посте.

3.9. Жития святых

Детей более широко знакомят с жи­тиями святых - Сергия Радонежского, Се­рафима Саровского, свт. Николая и др.

3.10. Дни Ангела детей

Детям даются понятия об Ангелах-хранителях, данных при крещении. В честь каждого именинника устраивается празд­ник, преподносятся подарки, организуется совместная трапеза.

Программа рассчитана на год обучения.

В программу включены игры, задания творческого характера, раскраски, музыкальные композиции, стихи и др.

Занятия проводятся один раз в неделю. Общее количество часов –31.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно - тематический план программа

Содержание программы

Всего часов

Теория

Игры и пр.

1

2

3

4

5

1

Ребенок и его окружение

1

1

 

2

Бог - Творец мира

3

1

2

3

Молитва - общение с Богом

3

1

2

4

Церковь - дом Божий

2

1

1

5

Священная история Ветхого Завета

5

3

2

6

Божьи Заповеди

2

1

1

7

Новый Завет - жизнь Иисуса Христа

4

2

2

8

Церковные праздники

3

2

1

9

Жития святых

5

3

2

10

Дни Ангела детей

3

 

3

 

Литература

1.     Бахметева А.Н. Изложение нового завета для детей. Минск, 2005.

2.     Библия для детей – Н.Н.: НООФ «Родное пепелище»; 2006.

3.     Гусаров М. Праздничные загадалки. М, 2010.

4.     Духанин. В. Сокровенный мир православия.   М,2010.

5.     Здравствуй, мир! Рабочая тетрадь – раскраска, для детей дошк. возр. М.: «Покров», 2002.

6.     Ильюнина.Л. Воцерковление.   СПб, 2002.

7.     Караманенко Т.М., караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. М.: Просвещение, 1982.

8.     Лазарева Т. Красота спасет мир. Духовно-нравственное воспитание школьников.   М.:  «Артос - Медиа»,  2006.

9.     Мой ангел. Серия «Православные раскраски». М.: ООО «Горлица», 2009.

10.                        Прт. Слободской С. Закон Божий.  М, 2000.

11.                        Рождественский подарок. Рождественские истории, песни, стихи, загадки, поделки из бумаги. Ржев, 2009.

12.                        Учительница истинного покаяния преподобная Мария Египетская. Книжка- раскраска. Минск, 2006.

13.                        Чапман Д. Сделай сам «оживляем»  библейские сюжеты. Российское библейское общество, 2007.

 


Назад к списку