Православное воспитание имеет целью:
- пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, помочь убедиться в Его реальности, сформировать религиозные чувства;
- воспитывать у детей чувство благоговения к святым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережному отношению к открытому миру - великому творению Господа;
- способствовать развитию творческих способностей, умственному и физическому совершенствованию ребенка.
Воспитание и обучение должно быть построено на глубокой вере и любви к Богу. Важное значение имеет знание возрастных особенностей детей дошкольного возраста, в котором условно выделяют три периода - младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-6 лет), для каждого из которых характерен свой уровень физического и умственного развития, духовные, познавательные и телесные возможности, особенности общения со взрослыми и сверстниками.
Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены разделы воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, для каждого из которых рассматриваются следующие темы:
- Ребенок и его окружение;
- Бог - Творец мира;
- Молитва - общение с Богом;
- Церковь - дом Божий;
- Священная история Ветхого Завета;
- Божьи Заповеди;
- Новый Завет - жизнь Иисуса Христа;
- Церковные праздники;
- Жития святых;
- Дни Ангела детей.
В деле православного воспитания ребенка большое значение имеет работа с семьей, которая рассматривается как Малая Церковь. Особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и воскресной школе, главным условием которого является включение родителей в деятельность воскресной школы.
1. ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4 лет)
Младший дошкольный возраст - один из самых сложных периодов в жизни ребенка. К этому времени ребенок освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, овладел активной речью, получил определенный опыт общения со взрослыми.
1.1. Ребенок и его окружение.
С детьми уточняются понятия о близких (отец, мать, братья, сестры, другие родственники), даются представления о непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна), прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками .
1.2. Бог - Творец мира
Помочь детям ощутить присутствие Бога везде и всегда. Детям преподносятся короткие рассказы на духовные темы.
1.3. Молитва - общение с Богом
Дети заучивают доступные и понятные молитвы: "Господи, помилуй!", "Господи, благослови!", "Слава Тебе, Господи!", учатся совершать крестное знамение.
1.4. Церковь - дом Божий
Посещение храма (непродолжительное). Детям предлагаются раскраски с церквями и храмами.
1.5. Первые представления о Священной Истории.
Детей знакомят с простыми и доступными их пониманию библейскими рассказами.
1.6. Знакомство с Божиими Заповедями
Изучение Божиих Заповедей для детей 3-4 лет еще недоступно. Основные их положения преподносятся детям в процессе повседневного воспитания (любовь к ближнему, жалость к слабому, неприятие зла).
1.7. Новый Завет - жизнь Иисуса Христа
Детям преподносятся краткие сведения из Нового Завета, показывая изображения Младенца Иисуса Христа, Божией Матери и др.
1.8. Церковные праздники
Для детей отмечаются такие праздники, как Рождество и Пасха. Продолжительность праздника должна быть не более 25-30 минут. Заканчивается праздник трапезой с приглашением родителей и родственников.
1.9. Жития святых.
С житиями святых детей знакомят в форме кратких рассказов и показе соответствующих рисунков, слайдов и пр.
1.10. Дни Ангела детей
День Ангела - праздник индивидуальный для каждого ребенка. Его поздравляют, дарят подарки, проводят совместную трапезу.
2. ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ)
Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, события из личной жизни и пр. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.
2.1. Ребенок и его окружение
У детей расширяются представления о семье и близких, их непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна и др.)
2.2. Бог - Творец мира.
Детей знакомят с основными положениями Ветхого Завета, рассказывая о сотворении мира, жизни первого человека в раю, любви Бога к людям и др.
2.3. Молитва - общение с Богом
Детей подводят к восприятию молитвы как личной беседы с Богом, заучивают более сложные молитвы: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.", "Господи, спаси и сохрани!", "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!", "Пресвятая Богородица, спаси нас!".
2.4. Церковь - дом Божий
Дети знакомятся с храмом, его устройством, убранством, церковной утварью, иконами, фресками и пр. Посещают дети церковь, как вне службы, так и во время богослужения.
2.5. Священная История Ветхого Завета
С детьми начинают постепенное изучение основных историй Ветхого Завета, рассказывая о заботе Бога о людях, Его любви к ним (Великий потоп, Ноев Ковчег, Освобождение израильтян от рабства).
2.6. Божьи Заповеди
Детям даются представления о главных Заповедях Божиих, особенно пятой ("Почитай отца своего и матерь свою..."), шестой ("Не убивай") и восьмой ("Не кради").
2.7. Новый Завет - жизнь Иисуса Христа
Детям дают представление о земной жизни Иисуса Христа (Рождество, Крещение, любовь к детям, исцеление больных и др.).
2.8. Церковные праздники
С детьми отмечаются такие праздники как Рождество, Пасха, Троица. В конце праздника устраивается совместная трапеза и общая молитва.
2.9. Жития святых
Детей знакомят с именами и житием наиболее известных своими деяниями святых (Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др.)
2.10. Дни Ангела детей
Для каждого ребенка организуется праздник в честь его Ангела-хранителя. Дети готовят для него подарки. Устраивается праздничная трапеза.
3. ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ)
Дети старшего дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают всеми видами мышечной деятельности, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью, речь становится правильной и грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение составлять небольшие рассказы. Дети этого возраста уже способны управлять своим поведением. Формирование у них религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости.
3.1. Ребенок и его окружение
Детям дают более расширенное представление об окружающей их среде, близких людях, своих предках, родной природе, Родине, ее прошлом и настоящем.
3.2. Бог - Творец мира
С детьми закрепляют знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители), развивают стремление к доброте, правдивости, добродетели.
3.3. Молитва - общение с Богом
Дети заучивают такие молитвы как "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!", "Отче наш", "Богородице, Дево, радуйся!" и др. Возможно обращение к Богу своими словами.
3.4. Церковь - дом Божий
Во время посещения храма дети продолжают знакомиться с его устройством, отдельными частями, убранством, присутствуют на церковных службах, принимают участие в Таинствах. Исключительное значение имеет событие первой исповеди, к которой, как правило, приводят детей по достижении 7-летнего возраста.
3.5. Священная история Ветхого Завета
Знакомство со Священной Историей Ветхого Завета осуществляются в виде рассказов о сотворении мира (подробно о всех днях творения), мире видимом и невидимом, Потопе, ветхозаветных пророках и др.
3.6. Божьи Заповеди
Детям даются представления, как Бог через пророка Моисея дал людям Свой Божественный Закон - десять заповедей о том, как любить и почитать Бога, любить ближних. Особый акцент делается на пятой, шестой и восьмой заповедях.
3.7. Новый Завет - жизнь Иисуса Христа
Детей знакомят с жизнью Иисуса Христа, в том числе об Его искупительных страданиях и смерти, Воскресении и Вознесении Христовом, Нагорной Проповеди, Его учениках, создании Евангелия.
3.8. Церковные праздники
С детьми отмечают Рождество, Пасху, Троицу, а также праздники, связанные с годовым кругом богослужения (Святки, Крещение и др.). Детям дается понятие о посте.
3.9. Жития святых
Детей более широко знакомят с житиями святых - Сергия Радонежского, Серафима Саровского, свт. Николая и др.
3.10. Дни Ангела детей
Детям даются понятия об Ангелах-хранителях, данных при крещении. В честь каждого именинника устраивается праздник, преподносятся подарки, организуется совместная трапеза.
Программа рассчитана на год обучения.
В программу включены игры, задания творческого характера, раскраски, музыкальные композиции, стихи и др.
Занятия проводятся один раз в неделю. Общее количество часов –31.
Учебно - тематический план программа
№ |
Содержание программы |
Всего часов |
Теория |
Игры и пр. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Ребенок и его окружение |
1 |
1 |
|
2 |
Бог - Творец мира |
3 |
1 |
2 |
3 |
Молитва - общение с Богом |
3 |
1 |
2 |
4 |
Церковь - дом Божий |
2 |
1 |
1 |
5 |
Священная история Ветхого Завета |
5 |
3 |
2 |
6 |
Божьи Заповеди |
2 |
1 |
1 |
7 |
Новый Завет - жизнь Иисуса Христа |
4 |
2 |
2 |
8 |
Церковные праздники |
3 |
2 |
1 |
9 |
Жития святых |
5 |
3 |
2 |
10 |
Дни Ангела детей |
3 |
|
3 |
Литература
1. Бахметева А.Н. Изложение нового завета для детей. Минск, 2005.
2. Библия для детей – Н.Н.: НООФ «Родное пепелище»; 2006.
3. Гусаров М. Праздничные загадалки. М, 2010.
4. Духанин. В. Сокровенный мир православия. М,2010.
5. Здравствуй, мир! Рабочая тетрадь – раскраска, для детей дошк. возр. М.: «Покров», 2002.
6. Ильюнина.Л. Воцерковление. СПб, 2002.
7. Караманенко Т.М., караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. М.: Просвещение, 1982.
8. Лазарева Т. Красота спасет мир. Духовно-нравственное воспитание школьников. М.: «Артос - Медиа», 2006.
9. Мой ангел. Серия «Православные раскраски». М.: ООО «Горлица», 2009.
10. Прт. Слободской С. Закон Божий. М, 2000.
11. Рождественский подарок. Рождественские истории, песни, стихи, загадки, поделки из бумаги. Ржев, 2009.
12. Учительница истинного покаяния преподобная Мария Египетская. Книжка- раскраска. Минск, 2006.
13. Чапман Д. Сделай сам «оживляем» библейские сюжеты. Российское библейское общество, 2007.