Еще святитель Василий Великий писал: "В Церкви все благообразно и по чину да бывает".
Крестное знамение - видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Вспомним евангельское: "Верный в малом и во многом верен" (Лк. 16, 10).
Внешне молитвенное чувство проявляется в осенение себя крестом (по-славянски "крестным знамением", т.е. изображением, знаком креста), в коленопреклонении и поклонах - малых (поясных) и великих (земных, касаясь земли коленями, руками и головой).
Крестное знамение совершается правой рукой. Для этого соединяем первые три перста(пальца) вместе, а два остальных - безымянный и мизинец - пригибаем к ладони. Тремя соединенными перстами прикосаемся ко лбу, ко груди, к правому и затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся.
Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога сына и Бога Духа Святого; два же пригнутые перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества – есть Бог и человек, и ради нашего спасения сошел с неба на землю.
Крестное знамение полагаем на чело, чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших. Крестное знамение символизирует призывание имени Божия и славословие Бога, поэтому оно совершается обычно при словах "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа" или при любом другом начале молитвы, и словах "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" или при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.
Как не подобает призывать имя Божие всуе, т.е. без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно.
Когда священник благословляет, произнося "Мир всем", надо поклониться, не совершая крестного знамения; при осенении же крестом полагаем и мы на себя крестное знамение.
Поклонами мы выражаем благоговение наше к Богу и покаянные чувства. Земные поклоны, столь частые в дни покаяния и поста, особенно Великого поста перед Пасхой, не принято совершать в дни общей духовной радости – в воскресные дни, в великие праздники, от Пасхи до дня Святой троицы и от Рождества до Богоявления.
Причастившись Святых Христовых Таин, не делаем земных поклонов в тот день.
Коленопреклонение, т.е. стояние на коленях, бывает в храме во время чтения особых коленопреклонных молитв.
Молиться нужно благоговейно и неспешно, со вниманием и не суетясь, ибо молитва – это беседа с Богом. Если времени мало, лучше прочесть одну-две молитвы, отложив остальные на удобное ближайшее время.
(К. Слепинин «Азы православия»)